© Copyright Валерий Юдин, 2002

 

Сны детства.

                                                               ***

С чего начать?

Будет, по-моему, лучше, если я начну с детства.

Сны детства – самые яркие, счастливые и страшные.

 

                                                              ***

 Начнём с того, что в детстве человеку, или человечку, очень тяжело, наверное, различать сновидения и реальность, точнее отличать одно от другого.

Попробуйте вспомнить что-нибудь из своего самого раннего детства. Не знаю, как у вас, но у меня возникает ощущение, будто я вспоминаю забытый сон. Больше того, я действительно некоторые свои воспоминания не знаю, к чему отнести – то ли к сновидениям, то ли к реальности.

Три первых года моей жизни я со своими родителями прожил на Алтае, на руднике с нервным названием – Весёлый. Не знаю, положено ли иметь воспоминания о таком возрасте, но мои – живы и сказочны необычайно.

К примеру, пошли однажды мои родители в лес и меня с собой взяли – за грибами, наверное – за чем ещё можно в лес ходить. Правда « в лес» – это чисто условно, там же горы кругом. Ну не горы то есть, а такие поросшие деревьями большие холмы. День солнечный, птицы поют. И на какой-то из этих гор, на склоне, меня ненадолго оставляют рядом с корзинками одного. Сижу, глазею по сторонам. Поглазеть, сами понимаете, есть на что. И вдруг вижу, как прямо передо мной, по небу, без всякой опоры идут мои папа и мама, огромные, как горы, до последней чёрточки чёткие и реальные…

Шли они так, шли мимо меня куда-то влево, зашли за гору и исчезли, а потом появились справа – уже настоящие, обыкновенные, добрые и тёплые. Не знаю, умел ли я тогда говорить, но помню, что пытался им рассказать об инциденте. А уж как там меня поняли?

Словом, мираж. С этим всё ясно.

Но с другими моими воспоминаниями не всё так просто.

Ну, как, к примеру, оценить одно такое моё весьма последовательное детское воспоминание.

Мне явственно помнится, как мы с родителями тогда гостили у родственников в каком-то домике в горах, у небольшой бурной речки. До сих пор всё стоит перед глазами, при желании нарисовать бы смог. Но родители, вернее мама не помнит такого места и таких родственников, хотя не отрицает, что, возможно, она действительно всё забыла. А с этим домом ведь связаны самые таинственные мои детские воспоминания.

Девочка, постарше меня, моя, как мне думается, двоюродная или троюродная сестра, уводила меня там по одной ей ведомым тропинкам в горы в потрясающую волшебную страну, где я и увидел, по-настоящему, те невероятно прекрасные замки и храмы, на головокружительных высотах, безлюдные и таинственные. Теперь я часто вижу их в своих снах и естественно сомневаюсь, – а  не приснились ли они мне и тогда, в детстве. – Три, ну, пусть даже четыре года. Куда я там мог там ходить? В какие горы? Я даже если эта моя сестричка была старше меня не несколько лет, могла ли она так просто таскать меня по окрестным скалам?

Да куда же тогда смотрели мои родители?

С другой стороны, чего только не происходит в детстве такого, о чём родители и не подозревают. Вполне даже можно представить себе ситуацию, когда дети могут быть предоставлены сами себе и уйдут, да хоть бы и в горы, и поход их останется никем незамеченным.

Всё это, в общем-то, могло произойти (допускаю) и родственники эти, возможно, действительно существуют - мама же не отрицает этого совсем, она просто говорит, что не помнит. А родственников у нас там миллион, и всё по отцовской линии  - так что всех можно и не упомнить.

Словом, может и сон, а может и нет.

Только вот никаких храмов и замков там, в самом-то деле, нет. Это уж как пить дать…

Ну, да. Правда, я их видел.

И страх высоты, во сне, у меня оттуда же. Не страх даже, а какое-то вспоминание о страхе ( только не надо тут вспоминать про уши дедушки Фрейда, выглядывающие из всего, что  пишется и движется.  ведь и он не всё подчистую к хую сводил…), восхищение высотой. Причём ощущение наяву атрофированное и забытое.

В действительности страха перед высотой я не испытываю… но это перед нормальной высотой, границы которой представимы, а не той грандиозной - не бесконечной, но на пределе восприятия – что я вижу во сне. Ужас перед этой высотой неописуем и достался мне с детства, я уверен. Ибо только в детстве, когда ты сам мал росточком, всё окружающее кажется огромным, а всё огромное – грандиозно огромным: все пропасти бездонны, а горы – до небес.

О каком ощущении я говорю, хотите вы знать?

Я попробую объяснить… это ощущение может родиться, если вы встанете на край пропасти, и под вами летают птицы. или если есть башня Вавилонская, растворяющаяся своей вершиной в синеве неба. или Олимп – в разрывах облаков различим дом с колоннами.

Вот такое что-то…

                                                                                                                                                            

…один характерный для моего детства сон, который и сейчас в каких-то вариантах может присниться…

Огромный дворец-замок, старый мост, высокие стены, множество входов. Какие-то ведут внутрь, а другие - лишь  дыры,  через них попадёшь в подземелья, с паутиной, пустые… только будет паническим эхом метаться звук от твоих неуверенных, боязливых шагов.

У замка владелец - страшная, абсолютно не добрая ведьма. Ты видел её, она знает тебя - и кажется, есть в ней что-то понятное, но отталкивающее - черты противоположные материнским.  Она будто антипод твоей матери (не знаю, как олтер эго, но лучше сказать - антимать). Можешь не сомневаться, что попадись ей в руки - и она сожрёт тебя прямо живьём или похуже - превратит в тупого ежа  (или амёбу желеобразную - пустит в аквариум).

Но есть у неё во дворце что-то такое - никак не вспомнить теперь - без чего невозможно… И ты, если не сможешь увидеть, узнать это или украсть… то и нет уже тебе тогда и не будет  жизни…

Не знаю, зачем мне было лезть раз за разом в эти подземелья - может я отчаянно хотел лишить зло его силы, может кого-то спасти (себя? или там взять ключ от темницы, где красна девица томится?). Но как бы я не боялся той ведьмы, мне в логово ко злющей влезать приходилось… и не раз.

Чаще снилось, что ведьмы нет в замке… не зная, когда ей вернуться, спеша, я пытаюсь разыскивать нужные вещи. То бегом, то крадучись передвигаюсь по красивым и тускло освещённым залам…

Я часто находил нужное, но никогда не успевал унести ноги вовремя. Услышав вдруг звуки - и ведьмин хохот и топот коней, прятался обратно в подвал.

И сразу наружу, к свету, домой…

Непременно, всегда выбирался.

Даже при том, умудряясь обставить всех чёрных призраков - верных охранников замка. А уж потом, пробираясь к лесу, к спасению, ощупывая в кармане то, ради чего всё затевал и… - о, ужас! - его нет! Я потерял, обронил, оставил в каком-то месте то, что мне было всего, и даже жизни, дороже - как это могло?!.. О-о! Что теперь?! Возвращаться назад?! Когда только что вырвался, и то лишь удачей. Всё сначала?!

Ведьма тогда меня точно сожрёт!..

Но я возвращался…

Финалы у сна бывали разные. Я или просто находил то, что искал, где-то сразу, или иногда приходилось долго бродить, разыскивать внутри потерянное, а замок тогда был обманчиво тих и призраки прятались…

Но это уже не суть. Главное, была необходимость вернутся - к опасности к смертному риску. И как бы ни было страшно, безнадёжно - я возвращался…

 

Кстати и по поводу…

Однажды со знакомцем моим, в то время дружком закадычным, приключилась похожая история в жизни, в реале.

Это Ершов - он тогда был слишком большой любитель баб и спиртного. Андрей Ершов. В один прекрасный день… Не день - случилось это ночью… Он возвращался домой с хоть невесёлой, но обильной (без женщин) пьянки, что-то около двух ночи, пешком.

Улицы пусты, ночь тепла, дом не далеко. Проходя мимо городской больницы, он, чтобы срезать путь перелез через забор (а забор там будь здоров) и пошёл по её территории. Он рассказывает, что было очень светло из-за полной луны и аллея, по которой он двигал, была освещена так, что не надо фонарей. А по дороге - морг.

Понятно, что в любой крупной больнице должен быть морг, но не знаю - все ли морги не имеют замков и закрываются на проволоку.  Этот был именно такой.

Ершов задумался у дверей - или за ними внутри пустота и ничего нет, или этот запор - следствие общей в стране распущенности и расхлябанности.

Не обладая на тот момент главным своим качеством - трезвостью ума - Ершов решил выяснить все обстоятельства. Не найдя в душе педали тормоза, размотал он проволоку, спустился вниз по лестнице - лунного света как раз хватало, раздвинул створки ещё одной незапертой двери. А здесь, оказавшись в полной тьме, использовал спички.

Зажигая их одну за другой, двигался по моргу вдоль стены и - удивительный человек, сообразил, хотя и был пьян в зюзю, что в морге без электричества никак нельзя - искал выключатель.

И пусть довольно далеко от двери, но выключатель ему найти удалось.

Включил освещение. Огляделся.

Трупы в морге были - двое лежали у противоположной стены, и ещё один - в небольшой комнатке там же рядом.

Таким образом, вопрос, ради которого Ершов там оказался, был разрешён и снят. Но, понятное дело, не мог же он сразу  вот так взять и уйти, не разглядев всего и всех подробностей.

Не забудем - Ершов был пьян, а потому смел. И упивался своей смелостью, ощущением крутизны темы, неповторимости момента - ночью, в морге с трупами, и хоть бы…

Тогда прошёл он в комнатку и приблизился к прикрытому простынёй (с его слов) трупу, захотел посмотреть на лицо умершего, взялся за край простыни - волосы поднялись у него на затылке от ощущения движения за спиной. Ершов замер, потом резко обернулся… и хоть ничего движущегося при этом не обнаружил, какое-то сомнение всё-таки забралось в душу (заметьте - сомнение, но ещё не страх). Он выглянул в дверной проём, спокойно и сосредоточенно оглядел зал - не колышется ли где чего, и снова вернулся к оставленному на время в покое трупу ( ведь «если уж чего решил…» - сами понимаете). Откинул с лица покойника простыню - дело вроде бы небольшое, сколько раз в кино такое видели, а попробуйте, говорит, сами - вдруг не дай бог случай представится - жуткое дело.

Видок, по заявлению героя-Ершова, был прямо таки… Короче, плохо покойничек выглядел. И швы - ужасающие! На груди, горле…

Хоть бы и пьяного Ершова, но проняло. Хотел Андрей обратно лицо умершего простынёй прикрыть, но руки вдруг отказались ему повиноваться, а зато ноги сами по себе от покойничка к выходу двинули. Попятился он так, попятился. А там ведь ещё трупы - и спиной к ним теперь страшно.

Ершов - по стеночке, по стеночке - добрался до выключателя и остановился. Нет смысла говорить, что хмель уже от переживаний потихоньку выветривался, а так как трезвый Ершов - довольно здравомыслящ, но всё равно считает себя - хоть и без больших на то оснований -  смельчаком (но по меньшей мере во всякую чертовщину без особых причин не верит) - короче встал ещё один вопрос - выключать уходя свет в морге или не выключать. Вроде бы и чёрт бы с ним, но… все-таки лучше было бы выключить, во избежание всякого рода неприятностей - вдруг его кто-нибудь на выходе заметит? В темноте он только тень, а на свету… могут потом и фоторобот под нос представить.

Огляделся он ещё раз - никто, естественно, не шевелиться. Все уже своё отшевелили.

«А, ладно», -  думает, - «где наша не пропадала. Не сойду же я в конце концов с ума - до двери пять метров…»

Выключил свет и, не задерживаясь, в кромешной темноте скоренько зашагал к двери - вот тут-то за его спиной и повставали все покойнички. Как будто, говорит, видел - откинули простыни, тянутся к нему - даже слышал. Подскочил Ершов к дверям - ни живой, ни мёртвый, протиснулся в них как мог - по-скорому, на лестницу - и тут уже как птица взлетел наверх, к лунному свету. Захлопнул дверь, проволоку замотал накрепко и только было рванул оттуда, как вдруг с ужасом осознал, что нет пиджака, в котором он (точно) вышёл с пьянки, но так как его разжарило, то и нёс всю дорогу в руках…

Во внутреннем кармане этого злополучного пиджака лежал ершовский паспорт. А по всему получалось, что пиджак теперь в морге.

Вот и пришлось Ершову возвращаться - круто?.. только что выскочить оттуда, удивляясь, что мертвецы не съели, не успели,  и тут же снова себя убедить в полнейшем своём, законченном материализме, и что всё это, нахрен, чушь, ахинея, бред… и размотать проволоку, и спуститься. А?! Какого?

Что уж там он испытал, не берусь описывать. Но пиджак свой он выручил.

И так чтоб заметно не изменился - не тронулся, не поседел. Пить не бросил…

 

Этот же момент использовали голливудские киношники, к примеру, в «Дракуле» 1993год. Помните, когда вампира привезли в ящике в Англию.

Привезли в заблаговременно купленный им дом, в ящике, поставили в подвал. Уже смеркалось, а рабочим (их было двое) надо было что-то ещё такое сделать - то ли вскрыть прежде ящик, согласно заказа, не помню -  однако же мрачная обстановка и темень выгнали обоих наверх ( там тоже была лестница, ступени ). Уже выбрались, вздохнули с облегчением, но вдруг тот, что старше вспоминает - позабыл внизу чего-то… Младший наотрез отказался спуститься. Первый на него наорал, наугрожался… и пошёл вниз один. И… его там сразу схарчили.

Впрочем, второго, кажется, тоже - не убежал…

Со смеху помереть.

…и просто придётся рассказать про теремок.

 

Это у меня из тех, очень размытых воспоминаний, каковые я не знаю к чему отнести - сон, явь?

 

Вроде понятно - сон… Если здраво посмотреть с высоты сегодняшнего возраста и опыта, то был это, конечно и безусловно, сон. Ибо чудес не бывает. Не бывает никогда.
Но проблема в том, что в детстве я без всяких сомнений относил мой «теремок» к реальности, считал, что это происходило со мной на самом деле…

Декорацией будут опять те же алтайские горы. Среди гор небольшая долина - как раз такая, чтоб мог уместиться в ней двухэтажный уютный дом рядом с прозрачной быстрой речкой…

Нет, это бред!..

Жили в том доме звери - медвежата, зайчата. Притом что друг дружку не поедали, ещё и меня с радостью привечали, когда я их приходил навещать. Играли со мной, дружили по полной, скучали, если долго отсутствовал - иной раз не хотели отпускать вовсе!

Но мне всё реже и реже удавалось появиться у них… наверное, проходили дни, даже месяцы - однажды я навсегда с этой сказкой простился…

Последний раз я вспомнил про дом в возрасте около пяти - снова попал на Алтай, но не знал уже, в какую сторону надо идти, и где волшебство искать… правда тосковал недолго - в детстве всегда найдётся, чем увлечься по-новой.

А вот потом уже прошли годы. Я начисто забыл об этих своих детских улётах, но в девяносто третьем попалась под руку в поезде книжка Саймака «Зачарованное паломничество» - это был шок (ну, может, не такой уж и шок - не один раз я испытал в жизни подобное - Стивен Кинг не врёт, можно подчистую забыть какие-то события из жизни, особенно из детства… кстати, и кошмары… пришлось потом очень тщательно анализировать свой опыт - со всей уверенностью, к счастью и с облегчением я обнаружил, что меня как некоторых героев Стивена никто в детстве никуда не трахнул, но пару неприятных моментов, уязвляющих самолюбие - очень уязвляющих - я вспомнил). А в книге Саймака описывался если не мой теремок, то очень… весьма похожая версия.

И что это? Мы с Саймаком одинаковые сны в детстве смотрели? Он под влиянием Диснея, а я - раскрашивая и дополняя фантазией скучный социалистический быт без телевизора?

Или за этим действительно есть что-то?..

Потом у Желязны есть малоизвестная вещь - «Остров мёртвых». И вы прочтите - там всё то же. Без разночтений. Тот же «теремок», только преобразованный, помещённый на специальную планету. Звери - от змей до медведей. И та же нота - запредельная грусть от вынужденных расставаний. С любимыми… не расставайся - очень рискуешь…
 

весна 2002г

Hosted by uCoz